Українська Русский English Головна e-mail Мапа сайту
О компании
Услуги
Нас рекомендуют
Новости
Контакты
Усилилась ответственность за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения
27.07.2016

Вносить изменения в паспорта в связи со сменой названий городов и улиц не нужно.
08.07.2016

В Верховную Раду подан законопроект относительно сокращения количества праздничных и выходных дней
31.05.2016

все новости
Запуск PoZakonu – портала профессиональных интерактивных консультаций
05.06.2013

ULGroup провела семинар «Практика Европейского суда по правам человека по налоговым делам»
23.04.2013

Услуга "Антирейдер"
22.04.2013

архив

Получение разрешения на принудительное исполнение решений международного коммерческого арбитража на Украине

Елена Щёкина,
канд. юрид. наук,
консультант ассоциации «Объединённая юридическая группа» (ULGroup)



    Получение разрешения на принудительное исполнение решений международного коммерческого арбитража на Украине

Проигравшая сторона не всегда исполняет решение международного коммерческого арбитража (далее – МКА) добровольно. В таком случае стороне, в пользу которой вынесено решение, необходимо обратиться к органам государственной власти, уполномоченным осуществлять принудительное исполнение решений, в том числе, международного коммерческого арбитража. На Украине принудительное исполнение решений возложено на государственную исполнительную службу и регулируется Законом Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.1999 г. Однако, как следует из содержания этого Закона, решение МКА само по себе не может быть принято исполнительной службой к исполнению. Принудительное исполнение решений осуществляется названной службой только на основании исполнительных документов. Согласно п. 1 ст. 3 Закона исполнительными документами являются «исполнительные листы, которые выдаются судами, и приказы хозяйственных судов, в том числе на основании решений третейского суда». МКА является разновидностью третейского суда, о чем прямо сказано в ст. 2 Закона Украины «О МКА», с тем отличием, что он рассматривает споры экономического характера с участием, как минимум, одного «иностранного» субъекта.
Итак, выигравшей стороне необходимо получить у компетентного государственного суда исполнительный документ. Исполнительный документ выдаётся судом на основании решения МКА и вступившего в силу определения о предоставлении разрешения на его принудительное исполнение.
Решения МКА в зависимости от места их вынесения и исполнения разделяют на внутренние и иностранные. Внутренними считаются решения, вынесенные МКА в том же государстве, в котором испрашивается их исполнение. Таковыми на Украине являются решения постоянно действующих арбитражных судов – Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины (далее – МКАС) и Морской арбитражной комиссии при ТПП Украины, а также решения арбитражей ad hoc, вынесенные на Украине. Иностранным арбитражным решением является решение МКА, вынесенное на территории иностранного государства по отношению к государству, в котором испрашивается его исполнение. Исполнение внутренних арбитражных решений регулируется исключительно нормами внутреннего национального законодательства, а иностранных – в первую очередь, международными договорами.
Важнейшим международным договором в данной сфере является Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Её участниками являются 144 государства, среди которых и Украина. Эта Конвенция обеспечивает возможность исполнения решений МКА на территории большинства стран мира, что является одной из основных причин предпочтения арбитражного способа разрешения споров судебному.
Согласно ст. III Конвенции каждое государство-участник признаёт арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в Конвенции. Здесь же особо оговорено, что к признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем установленные для внутренних арбитражных решений.
Согласно Конвенции для получения признания и приведения в исполнение иностранного арбитражного решения заинтересованная сторона подаёт просьбу «компетентной власти» по месту, где испрашивается признание и исполнение. Эту «компетентную власть» каждое государство – участник Конвенции самостоятельно определяет в своём законодательстве. В удовлетворении просьбы может быть отказано только при наличии основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения МКА, исчерпывающий перечень которых закреплён в ст. V Конвенции.
Ряд норм, регулирующих вопросы признания и исполнения решений МКА на Украине, содержится в разделе VIII Закона Украины «О МКА» (статьи 35 и 36). Они не предусматривают отличий в регулировании признания и исполнения иностранных и внутренних решений МКА. Согласно ст. 35 Закона «арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признаётся обязательным и при предоставлении в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение с учётом положений настоящей статьи и ст. 36». В ст. 36 приведены основания для отказа в признании и исполнении арбитражных решений, аналогичные перечисленным в ст. V Нью-Йоркской конвенции. Это означает, что на Украине основания для отказа в признании и исполнении решений МКА являются одинаковыми для внутренних и иностранных арбитражных решений.
Для получения разрешения на принудительное исполнение решения МКА сторона, в пользу которой оно вынесено, должна, как сказано в Законе «О МКА» представить в компетентный суд письменное ходатайство. Согласно принятой ещё со времен СССР терминологии это ходатайство называется «ходатайство о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения МКА». Государственный суд удовлетворяет такое ходатайство, кроме случаев, когда сторона, против которой решение направлено, представит доказательства наличия оснований для отказа или же суд найдёт, что данный спор является неарбитрабельным по законодательству Украины или признание и приведение в исполнение этого решения противоречит публичному порядку Украины.
Необходимо отметить, что проигравшая сторона, не дожидаясь подачи ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения МКА выигравшей стороной, вправе обратиться к компетентному суду с просьбой об отказе в признании и исполнении арбитражного решения при наличии оснований для отказа. Это право вытекает из нормы ст. V Нью-Йоркской конвенции и ст. 36 Закона Украины «О МКА», согласно которой в признании и приведении в исполнение решения МКА может быть отказано по просьбе стороны, против которой оно направлено. Такое разъяснение было дано судам в п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Украины «О практике рассмотрения судами ходатайств о признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей и об отмене решений, вынесенных в порядке МКА на территории Украины» № 12 от 24.12.1999 г.
Таким образом, предусматривая подачу ходатайства в «компетентный суд», Закон «О МКА» не определяет, какой же суд компетентен удовлетворить или отказать в удовлетворении такого ходатайства. В п. 2 ст. 6 этого Закона компетентный суд указан только для двух случаев: а) рассмотрения ходатайства об отмене арбитражного решения и б) принятия в определенном случае решения о компетенции МКА.
Некоторые положения об исполнении иностранных арбитражных решений содержатся в законах Украины «Об исполнительном производстве» и «О международном частном праве» («О МЧП). В ст. 81 Закона «О МЧП» от 23.06.2005 указано, что «в Украине могут быть признаны и исполнены решения иностранных судов…, а также решения иностранных арбитражей и других органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских и хозяйственных дел, вступившие в законную силу». Согласно ст. 82 признание и исполнение решений, определенных в ст. 81, осуществляется в порядке, установленном законом Украины. В ст. 84 Закона «Об исполнительном производстве» отмечается, что порядок исполнения на Украине решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами, этим Законом и другими законами Украины. Однако приведенные нормы не вносят ясности в вопрос о компетентном суде.
29.11.2001 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов», который регламентировал процедуру подачи и рассмотрения ходатайств о признании и исполнении, в том числе, решений МКА. Однако он был отменён Законом № 2798 – VI от 06.09.2005 г. «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины». Пожалуй, отмену названного Закона можно объяснить тем, что почти все его положения были включены в новый Гражданско-процессуальный кодекс Украины, принятый 18.03.2004 г. Однако отменён он был не одновременно с принятием ГПК, а продолжал действовать ещё полгода после того, как новый ГПК вступил в силу.
Раздел VIII ГПК определяет порядок рассмотрения судом общей юрисдикции о ходатайств о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решений иностранных судов на Украине. Так, в ч. 6 ст. 395 ГПК закреплено, что по рассмотрении ходатайства суд постановляет определение о предоставлении разрешения на принудительное исполнение или об отказе в удовлетворении ходатайства. Однако действие Закона «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов» распространялось не только на решения иностранных судов, но и на иностранные арбитражные решения. Понятие «решение иностранного суда» в согласно ст. 1 этого Закона толковалось расширительно: под ним понималось как решение иностранных судов по гражданским, трудовым, семейным делам, так и решение иностранных арбитражей и акты иных органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских, трудовых, семейных дел, которые вступили в законную силу и подлежат признанию и исполнению на территории Украины в соответствии с международными договорами Украины.
ГПК использует термин «решение иностранного суда», но не раскрывает его. Решение МКА в строгом смысле слова не охватывается понятием «решение иностранного суда». Для распространения норм ГПК на решения МКА об этом должно быть специальное указание в Кодексе, как это было сделано в Законе «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов» или «О МЧП».
И, наконец, в разделе VIII ГПК не определён суд, компетентный рассматривать ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение на Украине даже решений иностранных судов, не говоря уже о МКА. В ст. 392, которая называется «Суды, рассматривающие дела о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда», по идее, должен определяться компетентный суд для рассмотрения таких ходатайств. Ч. 1 ст. 392 гласит: «Вопрос о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда по ходатайству взыскателя рассматривается судом по месту жительства (нахождения) или месту нахождения должника». Какого же уровня этот суд – первой или апелляционной инстанции – не ясно.
Необходимо отметить, что на Украине ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решений иностранных судов и арбитражей всегда рассматривались судами второй, апелляционной инстанции.
Согласно ст. 4 отменённого Закона «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов» вопрос о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда по ходатайству взыскателя рассматривался апелляционным судом АРК, апелляционными областными, Киевским и Севастопольским городскими судами по месту нахождения должника. Отмена названного Закона породила на практике и в теории дискуссии о том, какой же суд компетентен разрешать на Украине принудительное исполнение решений МКА.
До принятия в 2001 г. утратившего силу Закона «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов» порядок признания и исполнения решений МКА регулировался ещё актом бывшего СССР – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей». Этот Указ применялся на Украине в соответствии с Постановлением ВРУ от 12.09.1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР». Об этом прямо указано в вышеупомянутом Постановлении Пленума ВСУ № 12 от 24.12.1999 г.: «По вопросам признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей, не урегулированным законодательством Украины, согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12.09.91 «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» применяются в установленных ним пределах соответствующие положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 г. «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» (абз. 4 п. 1). В п. 2 Пленум разъяснил, какие суды являются компетентными: «В соответствии со ст. 2 Указа компетентными судами Украины по рассмотрению ходатайств о признании исполнении решений иностранных судов и арбитражей являются областные, Киевский и Севастопольский городские суды и Верховный суд АРК по месту проживания (нахождения) должника, а если последний такового на Украине не имеет – по месту нахождения его имущества».
Поскольку Постановление ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» по-прежнему действует, а вопрос о суде, компетентном рассматривать ходатайства о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решений иностранных судов и арбитражей, не урегулирован законодательством Украины, то в данном случае можно руководствоваться положениями Указа 1988 г. с корректировкой, сделанной в Постановлении Пленума ВСУ от 24.12.1999 г. То есть считать компетентными апелляционные суды.
Вместе с тем, положения Указа 1988 г. устарели. В 1988 г. судебная система СССР состояла исключительно из судов общей юрисдикции, которые и были наделены полномочиями рассматривать ходатайства о признании и исполнении решений иностранных судов и арбитражей. В 1991 г. на Украине была осуществлена судебная реформа: принят Арбитражный процессуальный кодекс и учреждены арбитражные суды, переименованные позднее соответственно в Хозяйственный процессуальный кодекс и хозяйственные суды. К их подведомственности были отнесены споры, возникающие между юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями, в том числе, и иностранными субъектами. В соответствии со ст. 12 ХПК стороны получили право передавать подведомственные хозяйственным судам споры на разрешение третейского суда, разновидностью которого является МКА. Сложилась парадоксальная ситуация: предоставлять разрешение на принудительное исполнение иностранных арбитражных решений по-прежнему остаётся прерогативой общих судов, хотя в отсутствие арбитражного соглашения переданные арбитражу споры были бы подведомственны хозяйственным судам. Это притом, что абсолютное большинство споров, рассматриваемых МКА – споры хозяйственного характера. На мой взгляд, при определении суда, компетентного признавать и разрешать на Украине принудительное исполнение решений МКА, а также и иностранных судов, логично руководствоваться критериями подведомственности дел хозяйственным и общим судам. Имеется в виду, что если МКА вынес решение по спору, возникшему из хозяйственных отношений, то рассмотрение ходатайств о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решений МКА следует отнести к компетенции хозяйственных судов. А если спорные отношения – гражданско-правовые, то выносить решение по ходатайству должен суд общей юрисдикции. К слову, так была разграничена компетенция по признанию и приведению в исполнение решений иностранных судов и МКА между общими и арбитражными судами Российской Федерации. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. решения МКА, принятые по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение арбитражными судами.
Признание и исполнение на Украине внутренних решений МКА, в отличие от иностранных, не регулировалось ни Законом «О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов», ни Указом 1988 г. Как вытекает из Закона Украины «О МКА», для признания и исполнения решения любого МКА, а значит, и внутреннего, необходимо разрешение компетентного суда. Ст. 58 Регламента МКАС при ТПП Украины в редакции от 17.04. 2007 г. содержит положение, перешедшее из Регламента редакции 1994 г., о том, что если должник находится на Украине, решение МКАС по письменному ходатайству заявителя приводится в исполнение в соответствии с Законом Украины «О МКА» и гражданским процессуальным законодательством Украины путём обращения в компетентный государственный суд. Указание в данной статье на гражданско-процессуальное законодательство, вероятно, подразумевает подачу ходатайства в общий суд. Однако законодательство Украины никогда не определяло компетентный суд для рассмотрения ходатайств о предоставлении разрешения на принудительное исполнение внутренних решений МКА. Поэтому следует руководствоваться положениями Закона «Об исполнительном производстве», согласно которому принудительное исполнение решений третейских судов осуществляется на основании исполнительных документов двух видов – исполнительного листа, выдаваемого судом общей юрисдикции, и приказа хозяйственного суда. Исходя из этого, ходатайство по желанию заявителя может быть подано как в общий суд, так и хозяйственный. Только при этом снова возникает вопрос о компетентном, теперь уже хозяйственном, суде.
Таким образом, вопрос о суде, компетентном разрешать принудительное исполнение на Украине решений МКА, и иностранных, и внутренних, требует чёткого законодательного разрешения или, по крайней мере, разъяснения Верховного суда Украины. А до этого практика будет оставаться противоречивой, а исполнительная служба вправе принимать к исполнению решения МКА на основании как исполнительных листов общих судов, так и приказов хозяйственных судов.








 




01.12.2009
« назад

версия для печати

     
 
  Ассоциация "Объединенная юридическая группа" (ULGroup)
03680, Украина, г. Киев, ул. Деловая, 5-б, оф. 504
Тел./факс: +38 044 287 7803, +38 044 287 7804
e-mail:
office.ulg@ulga.com.ua