Українська Русский English Головна e-mail Мапа сайту
О компании
Услуги
Нас рекомендуют
Новости
Контакты
Усилилась ответственность за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения
27.07.2016

Вносить изменения в паспорта в связи со сменой названий городов и улиц не нужно.
08.07.2016

В Верховную Раду подан законопроект относительно сокращения количества праздничных и выходных дней
31.05.2016

все новости
Запуск PoZakonu – портала профессиональных интерактивных консультаций
05.06.2013

ULGroup провела семинар «Практика Европейского суда по правам человека по налоговым делам»
23.04.2013

Услуга "Антирейдер"
22.04.2013

архив

«Роттердамские правила»

Елена Щёкина,
канд. юрид. наук,
консультант ассоциации «Объединённая юридическая группа» (ULGroup)



«Роттердамские правила» - новелла в правовом регулировании договоров международной морской перевозки грузов

    23 сентября 2009 г. в г. Роттердам, Нидерланды состоялась церемония подписания Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов, которая была названа «Роттердамскими правилами». Конвенцию подписали 16 государств: Дания, Греция, Испания, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Франция, Швейцария и страны африканского континента – Габон, Гана, Гвинея, Нигерия, Конго, Сенегал и Того.
    Основной проект Конвенции был подготовлен авторитетной международной неправительственной организацией – Международным морским комитетом. Дальнейшая работа над проектом проходила в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с 2002 по 2009 г. 11 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией приняла текст Конвенции и призвала все правительства рассмотреть вопрос о том, чтобы стать её участниками.
    В международной перевозке грузов морем участвуют грузоотправители, перевозчики и грузополучатели из разных стран. Для них было бы удобнее, чтобы их права и обязанности по договору регламентировались не национальными законодательствами, отличающимися друг от друга, а унифицированными, то есть едиными для всех участников международной торговли правовыми нормами. Создание такого унифицированного правового режима международной морской перевозки грузов и является целью Конвенции 2008 г.
    Необходимость установления общего режима морской перевозки обусловлена, прежде всего, её особой ролью в международной торговле: с её помощью в международной торговле поставляется более 80 % всех грузов. Попытки унификации правового регулирования в этой сфере имеют давнюю историю. Впервые осуществить её в форме международного договора удалось в 1924 г., когда была принята Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, получившая название «Гаагские правила». Сфера применения этой конвенции была расширена Протоколом 1968 г. («Правила Висби»). Изменения в неё были внесены также Проколом 1979 г. Конвенция 1924 г. с Протоколом 1968 г. именуется «Правилами Гаага – Висби». Дальнейшее развитие торгового мореплавания вызвало необходимость в разработке нового международного договора и в 1978 г. была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), вступившая в силу лишь в 1992 г. При этом Правила Гаага – Висби и Гамбургские правила действуют в настоящее время параллельно.
    Украина, к сожалению, не принимает участия во всемирном унификационном процессе по вопросам торгового мореплавания. Она, как и ранее СССР, не участвует ни в одной из названных конвенций, хотя положения Конвенции о коносаменте 1924 г. получили закрепление в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) СССР, а затем и КТМ Украины.
    Двусторонняя международно-договорная база Украины в данной области не является обширной. Это – 4 соглашения, заключенные ещё СССР, правопреемницей которого является Украина, в период с 1940 по 1960 г. – с ФРГ, Вьетнамом, Кореей и Ираном. Единственный договор, который был заключён независимой Украиной – Соглашение между Правительством Украины и Правительством Государства Израиль по вопросам мореплавания и морских перевозок 1996 г., ратифицированный Законом Украины только в 2002 г.
    Договор международной морской перевозки грузов является разновидностью внешнеэкономического контракта и потому регулируется правом того государства, которое избирают сами стороны. А поскольку Украина не участвует в универсальных международных договорах в сфере торгового мореплавания, отечественное законодательство вряд ли будет по взаимному согласию избрано сторонами. Если они не определили применимое право, то согласно ст. 14 КТМ Украины ним будет законодательство государства, в котором учреждена сторона – перевозчик по договору морской перевозки. Безразличное отношение Украины к участию в международных договорах негативно сказывается на отечественных участниках морской перевозки грузов: заключаемые ими контракты регулируются малоизвестным для них национальным законодательством контрагентов, вследствие чего украинская сторона нередко несёт убытки.
    В настоящее время международные договоры, регулирующие морскую перевозку грузов, значительно устарели. Со времени их принятия в секторе морских перевозок произошли серьёзные изменения технического и коммерческого характера: расширение контейнерных перевозок, стремление организовать перевозку на условиях «от двери к двери» в рамках единого договора и развитие практики использования электронных транспортных документов. Эти изменения были учтены в Конвенции договорах полностью или частично морской перевозки грузов 2008 г. В отличие от Конвенции 1924 г. Конвенция 2008 г. применяется не только к коносаментам, а к любым транспортным документам. С момента вступления в силу Конвенции 2008 г. для государств – участников названные выше конвенции в сфере морской перевозки грузов утрачивают силу.
    Конвенция 2008 г. устанавливает единообразный современный правовой режим, регулирующий права и обязанности грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей в соответствии с договором перевозки груза на условиях «от двери к двери», которая включает этап международной морской перевозки.
    Проект Конвенции, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, получил широкую поддержку профессиональных объединений предпринимателей и международных неправительственных организаций. В своих резолюциях они одобряли Конвенцию и высказывались в поддержку её ратификации государствами. Международная торговая палата прямо обратилась к правительствам с просьбой рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции 2008 г. По мнению Международного морского комитета, в целом проект Конвенции достиг справедливого баланса различных интересов, и представляет уникальную возможность унифицировать и привести в соответствие с требованиями современности морское право и практику в мировом масштабе.
    Единственным исключением стала позиция Европейского Совета грузоотправителей (European Shippers` Council), который высказал опасение, что в Конвенции неадекватно распределены обязательства и ответственность между грузоотправителями и перевозчиками, и что последние находятся в соответствии с Конвенцией в более благоприятном положении. Поэтому Совет призвал государства – членов Евросоюза отказаться в интересах европейских предпринимателей – экспортёров и импортёров подписать Роттердамские правила и по-прежнему руководствоваться Правилами Гаага – Висби и Гамбургскими правилами.
    Однако, несмотря на эти призывы ряд государств – членов Евросоюза подписал Конвенцию уже в первый день её открытия для подписания. Для вступления Конвенции в силу необходимо её подписание или ратификация 20 государствами, то есть ещё 4-мя. В соответствии со ст. 94 она вступит в силу по истечении одного года с даты сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты. Украине как государству, имеющему выход к морю, также целесообразно было бы рассмотреть вопрос об участии в Конвенции 2008 г.




28.09.2009
« назад

версия для печати

     
 
  Ассоциация "Объединенная юридическая группа" (ULGroup)
03680, Украина, г. Киев, ул. Деловая, 5-б, оф. 504
Тел./факс: +38 044 287 7803, +38 044 287 7804
e-mail:
office.ulg@ulga.com.ua